Подземная мечеть Шакпак-ата
Подземная мечеть Шакпак-ата, являющаяся самым древним памятником в Западном Казахстане, находится в Мангистауской области, в 45 км северо-западнее от поселка Таучик, в ущелье Шиликкудык. Мечеть вырублена в скале, образованной руслами двух оврагов, которые спускаются по склону горы Унгазы к заливу Сарытас.
Шакпак-ата интересна с нескольких точек зрения: архитектурно, потому что это помещение, высеченное в сплошной скале, и исторически, потому что воздвигла ее существовавшая историческая личность – Шакпак-ата. Внушительное количество мифов окружает это сакральное место, и люди поклоняются ему уже долгие годы. Подробно изучен каждый уголок мечети и письменные свидетельства, однако имя Шакпак-ата по сей день остается загадкой. Нет точных данных ни о его настоящем имени, ни о биографии.
В мечети тысячелетиями хоронили людей, среди них были и туркмены, и адайцы, жившие на побережьях Каспийском море, и другие неизвестные племена. Когда-то в ней располагалась религиозная школа-медресе, где ученики днем учились, а ночью могли отдыхать в своих комнатах. Но в период войн, враги убили учеников во время намаза, и они были похоронены в мечети. К мечети ведет лестница. При разборе нее нашлось множество человеческих останков, которые захоронили у мечети.
Интерьер мечети
Первое, что бросается в глаза внутри мечети, – это крестообразная форма помещения, весьма нетипичная для исламской архитектуры. И это подтверждает версию, что местные племена освоили скалы задолго до прихода суфиев, примерно в IX веке.
По словам краеведов, на месте мечети некогда была обычная пещера, где люди жили еще во времена палеолита. Зачастую в таких пещерах были источники воды. Скорее всего, люди поселялись в промоинах, а после расширяли их. Вероятно, на стенах когда-то были рисунки первобытных людей. А со временем, в период распространения ислама, эти места стали служить суфиям в качестве жилищ. Суфии были не просто какие-то мистики или эзотерики, это был военно-духовный орден. Есть предположение, что в этих пещерах люди не просто жили, молились и медитировали, но молодежь проходила военное обучение.
Суфии были владельцами мечети много веков, и каждый метр напоминает об их присутствии. На стенах повсюду видны следы полихромной росписи, символы различных племен, изображения лошадей, всадников, быков, ладоней и растительные узоры. Среди них выделяется стихотворение, в котором говорится о бренности мира и кратковременности человеческой жизни.
Вторая группа надписей – «Башим Бердимухаммед уста Тархан», «Бантам Мухаммед Бахи-Хафиз» и другие – были подобием фамильных печатей. Они часто встречаются на надгробных памятниках на Мангышлаке. Изображение раскрытой человеческой ладони считается суфийским оберегом, защищающим святыню от нечистых сил. Примером такому может быть изображение руки Фатимы – дочери пророка Мухаммеда. Раскрытая ладонь была столь традиционным символом у мусульман Северной Африки, что вошла в государственный герб Алжира.
По углам центрального зала мечети возвышаются массивные декоративные колонны, тянущиеся к сферическому своду, в центре которого располагается круглое окно. Широким потоком из него поступает свет, освещая погруженных в молитву людей.
По винтовой лестнице можно подняться на поверхность скалы. Там тоже расположены могилы взрослых, а также младенцев. В земле можно увидеть высеченную из камня казахскую национальную игру – тогыз кумалак. С вершины скалы открывается панорама на древний некрополь. Его территория поделена на туркменскую и казахскую части.
Легенды о Шакпак-ата
Некоторые говорят, что настоящее имя Шакпак-ата – Шахмардан. По словам культурологов, Шахмардан означает «царь змей» или «царь подземного мира». Это особенно важно, потому что на Мангистау культ змей до сих пор силен. Например, если человек ночует в мечети Бекет-ата, и там во сне ему являются змеи, это означает, что дух Бекет-ата пришел к человеку в обличие змеи.
По одной из легенд, прозвище Шакпак-ата было дано суфию, потому что во время битвы от его оружия летели искры, как от кремня, что в переводе на казахский означает «шакпак тас».
Существует также и другое предание, рассказывающее, что название Шакпак-ата произошло от месторождения кремниевого камня неподалеку.
Информация для туристов
Вход в мечеть – бесплатный. Она открыта с 9:00 до заката. Внутри нужно соблюдать тишину, особенно во время посещений мечети паломниками. Не рекомендуется пребывать в мечети в коротких юбках и шортах, облегающих вещах и в одежде с открытыми плечами.
Как добраться?
Ближайший населенный пункт – поселок Таучик – находится на расстоянии в 45 км. Общественный транспорт до мечети не ездит, поэтому до нее можно добраться либо на машине, либо в составе туристической группы. Если ехать из города Актау, то с федеральной трассы нужно свернуть после поворота в поселок Таучик. А если ехать с противоположной стороны, то поворот будет между поселками Киякты и Таучик. По времени дорога займет около 2 часов, расстояние от Актау до мечети – 127 км.
Достопримечательности рядом:
• Каспийское море;
• Форт-Шевченко;
• Каньон Капамсай;
• Подземная мечеть Султан-эпе;
• Некрополь Кенты-баба;
• Провал Жыгылган;
• Каньон Тамшалы.