Культура и традиции в Казахстане
Казахстан – страна многонациональная, мультикультурная. На ее огромной территории смешались не только народы, но и произошло взаимопроникновение различных культур. Сложилась своя особенная, казахстанская культура.
Но несмотря на такое смешение культур, каждый народ Казахстана бережно сохраняет свои собственные культурные традиции и обычаи. У казахов существует великое множество традиций, которые передаются из поколения в поколение и с удовольствием перенимаются молодыми. Если перечислять их все, даже простой список традиций и обычаев составит увесистый том. Поэтому мы расскажем вам о наиболее важных и соблюдаемых повсеместно традициях.
Традиции приема гостей
Традиционное казахское гостеприимство навсегда запоминается каждому, кто хотя бы раз посетил Казахстан. И не только казахи, но и, наверное, все остальные народы, населяющие Казахстан, переняли это традиционное радушие и уважение к гостю.
Такое отношение с гостям сложилось в далекой древности. Случайных путников, а также приглашенных гостей всегда встречали с радушием и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».
Гостя провожают в юрту и усаживают на самое почетное место (тор) напротив входа. Сразу же подают легкие угощения казахской кухни и напитки: кумыс, шубат, айран или чай с молоком. На стол ставятся свежие баурсаки, свежие лепешки, курт, иримшик. Сразу же подавались и закуски из конины или баранины: жая, казы, шужук и другие.
Зачастую в честь приезда гостя хозяева режут барашка и готовят из него сразу несколько блюд: куырдак из легких, печени и почек, который подается как предварительное блюдо, и основное блюдо казахского застолья – ет, или мясо по-казахски (иначе называемое «бешпармак»). Отварное мясо обычно раскладывается большими кусками на подносе. Хозяин сам нарезает мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками. Такая разделка – тоже традиционная: тазовые кости и голень предназначаются почетным старикам, грудинка – зятю или невестке, шейный позвонок – девушкам и т. д. Самому почетному гостю хозяин преподносит приготовленную особым способом голову барана. К мясу обязательно подается наваристый бульон в пиалах.
С приемом гостей связан еще один ритуал или традиция – «Конаккаде». Хозяин дома в конце застолья может попросить гостя исполнить песню либо поиграть на музыкальном инструменте. Гость в ответ обычно исполняет импровизацию, в которой благодарит хозяев за теплый прием.
Дорогих, важных гостей в казахском доме привечают особо, для этого есть обряд Ат мингизип шапан жабу. Уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня и дорогой чапан (расшитый халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).
Иногда важный гость получал в подарок коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы показать дорогому гостю свое уважение. Эта традиция называется Бес Жаксы, или 5 ценных вещей. В наше время этот обычай соблюдается нечасто, но в некоторых деревнях Казахстана он еще имеет силу.
С тех же древних времен сохранилась, например, одна интересная традиция – Ерулик, или знакомство с новоселами. Новые жители аула обязательно приглашаются на ужин или обед к ближайшим соседям. Так, за накрытым столом люди знакомятся, и новички легче вливаются в общество. Во многих казахских семьях эта традиция жива и по сей день, неважно, живет ли семья в ауле или в современном многоквартирном доме.
Есть еще некоторые интересные традиции, которые связаны с гостеприимством:
- Токымкагар, или проводы в путь. Обычно устраивается перед отъездом кого-либо из родных на долгий срок. Обязательно режется баран, устраивается той-дастархан (праздничный пир). Провожающие произносят различные пожелания для тех, кто собрался в дальний путь.
- Тизе Бугу. Старинная традиция, согласно которой гость, входящий в дом, преклоняет колено, выказывая этим уважение к хозяину и его дому. Раньше вход в жилище без соблюдения этого обряда воспринимался как оскорбление.
- Той-дастархан – праздничный пир. Кроме обильного застолья, той-дастархан подразумевает спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки и другие игры.
- Шашу – обряд во время праздника: прибытия дорогих гостей, свадьбы, сватовства и т.д. Виновников торжества осыпают конфетами и монетками. Разбросанные конфеты и деньги, как правило, собирают дети. Казахи верят, что сладости, подобранные во время Шашу, приносят удачу.
- Суюнши – обычай дарить ценные подарки тому, кто принес хорошую весть.
- Байғазы – традиция дарить небольшой подарок тому, кто приобрел обновку.
- Саркыт – традиция забирать угощение после той-дастархана. Хозяева раздают гостям оставшееся угощение с собой.
- Туган жерге аунату. Обычай встречи путешественника. Человека, долгое время прожившего вдали от родины, по возвращению нужно обвалять в земле.
- Белкотерер – традиция готовить особое угощение для пожилых людей. Для них специально готовятся вкусные, мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Обязанность угощать стариков возлагается на детей или близких родственников, реже – на соседей.
Свадебные традиции
Казахская свадьба – грандиозное значительное событие, впрочем, как и в любой другой семье. Но казахская свадьба – это не просто праздник для молодоженов, родителей, близких родственников и друзей, как это принято во всем мире. Казахская свадьба – это соединение родственными узами двух родов. Поэтому казахская свадьба предполагает множество различных обрядов и традиций, которые должны неукоснительно соблюдаться.
В старину молодой человек делал предложение девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она всё равно не имела права ослушаться родителей: они решали за своих детей их судьбу.
Сегодня, конечно, всё по-другому. Казахские парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все равно имеют значение и обязательно проводятся во время сватовства и на церемонии бракосочетания.
Как и раньше, в дом девушки приходят сваты (кудалар) с подарками. Кольцо невесте дарит жена его брата, а не сам жених. День свадьбы раньше назначали старейшины рода, сегодня же дата свадьбы обсуждается вместе с молодоженами. Во время сватовства сваты обычно обмениваются дорогими подарками.
Традиция платить калым, или выкуп за невесту. Теперь родители жениха платят не всегда, но во многих сельских семьях, где традиции сильнее, стараются чтить обычаи и дарят семье невесты скот, дорогие ткани и украшения. По традиции жених имеет право увидеть невесту и навещать в доме ее родителей только после уплаты калыма.
После того, как все процедуры были соблюдены и сватовство состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери (кыз узату) и дарит всем родственникам жениха одежду.
Само бракосочетание – это большой праздник, на который обычно приглашаются все родственники жениха и невесты. Во время свадьбы специально приглашенный акын исполняет традиционные казахские свадебные песни, проводятся конкурсы, танцы, веселые состязания. После свадьбы молодых отправляют в свадебный шатер.
Список основных традиционных свадебных обрядов:
• Кудалык – сватовство родителей жениха вместе с близкими родственниками невесты.
• Аран керу – обряд прохода сватов в дом родителей невесты.
• Беташар – обряд раскрытия лица невесты. Показ невесты на свадьбе.
• Сырга салу – символический обряд надевания сережек невесте матерью жениха, что означает окончательный договор между сватами.
• Калын мал (калым) – выплата калыма (подарка) стороной жениха стороне невесты в благодарность за их труд и воспитание девушки.
• Кыз узату – традиционный обряд проводов невесты из дома родителей в дом родителей жениха.
• Курсак той – казахский народный обычай семьи жениха устраивать праздник после новости о беременности снохи.
• Кража невесты – традиция, когда джигит просто похищал понравившуюся девушку и увозил в свой аул. После похищения проводились все остальные обряды. Сегодня так поступают только с согласия самой девушки. В противном случае похищение человека считается уголовным преступлением.
Обычаи, связанные с детьми
Тусау кесу (разрезание пут)
Очень много казахских обычаев связаны с детьми. Для казахской семьи дети – самое главное сокровище, поэтому с их ростом и воспитанием связано огромное количество обрядов и традиций. Это и укладывание в колыбель, и наречение, и, конечно же, один из самых важных для ребенка обычаев – Тусау Кесу, или разрезание пут. Эта церемония проводится, когда ребенок начинает делать свои первые шаги.
Ножки ребенка обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют энергичному многодетному человеку, уважаемому аксакалу, дорогому важному гостю. Шнурок, которым обвязывают ножки малыша, традиционно состоит из черных и белых нитей. Он обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы. Будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.
Обряд сопровождается песнями и пожеланиями (бата), чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. После разрезания пут, обычно проводится той: праздник с застольем, состязаниями, песенными и музыкальными конкурсами. После Тусау кесер ребенку раньше дарили коня и седло, сегодня ограничиваются дорогими подарками или деньгами.
Сундет-той (обрезание)
Еще один обычай, который сохранился и часто соблюдается в казахских семьях – сундет, или обряд обрезания. Этот обычай появился у казахов с приходом в Великую степь ислама и до сих пор считается одной из важнейших семейных традиций.
Сундет проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день праздника мальчика наряжают в красивую национальную одежду, сажают на коня. Родственники вплетают в гриву коня яркие разноцветные ленты, а к седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик должен подъехать поочередно к каждому родственнику и угостить яствами из сумки. Когда все подарки и угощения розданы, мальчик удаляется в отдельную юрту (или комнату) вместе с муллой (а в наши дни – с врачом-хирургом), где ему делается обрезание без анестезии. После этого родители устраивают пышный праздник – сундет той, где ребенку все присутствующие дарят деньги или ценные подарки.
Другие традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
• Шильдехана – той-дастархан, праздник в честь рождения ребенка.
• Бесикке салу, бесік той – той-дастархан в честь укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадения пуповины у малыша. До этого ребенок спит с матерью.
• Есим кою или ат қою. Обряд, во время которого ребенку дают имя. Часто совмещается с Шильдехана или с Бесикке салу. Имя ребенку обычно дает уважаемый человек.
• Кыркынан шыгару. Обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Ребенка купают в 40 ложках воды, в первый раз стригут волосы и ногти.
• Аузына тукирту. Название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У казахов есть поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку уважаемым человеком, к малышу перейдет частичка одаренности этого человека.
• Ашамайга мингизу. Традиция дарить 6-7-летнему мальчику коня и камчу (плеть). Во время этого ритуала ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли ребенка, а родители устраивали в честь сына небольшой той.
Айтыс
Айтыс — одна из обязательных частей праздничной программы любого казахского праздника. Это стихотворно-музыкальное состязание казахских певцов-импровизаторов.
Во время айтыса исполнители садятся или встают напротив друг друга и начинают своеобразный песенный диалог, постоянно передавая слово друг другу, продолжая тему, начатую оппонентом. Айтыс может проводиться на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель. Жюри, состоящее из уважаемых людей или гостей праздника, оценивает не только музыкальность и исполнительский талант, но и мастерство в парировании аргументов соперника, юмор и находчивость.
Айтыс некоторым образом напоминает современные рэп-баттлы: используется тот же принцип в очередности выступления и в оценке участников.
В айтысе могут принимать участие несколько акынов, хотя парные выступления более традиционны. Часто проводится айтыс между мужчиной и женщиной. Например, в 1946 году казахстанский композитор Мукан Тулебаев на основе айтыса между известными акынами XIX века Биржан-сал и Сарой Тастанбеккызы написал оперу «Биржан и Сара».
Праздник Наурыз
Еще одна замечательная традиция, восходящая к древним, доисламским временам истории казахского народа, – праздник Наурыз. Это праздник весны, обновления природы, начала новой жизни. По тенгрианским верованиям, Наурыз считается началом нового года и отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия.
Как и остальные большие праздники, Наурыз состоит из множества небольших ритуалов и обычаев. Праздник начинается с рассветом, когда все жители аула или поселка выходят вместе, под руководством аксакалов сажать деревья.
После посадки деревьев, все собираются на праздник. Люди веселятся, поздравляют друг друга с наступлением нового года, желают друг другу мира, благополучия, достатка и счастья. Исполняются песни, сложенные специально для этого праздника, – Наурыз Жыр. Устраиваются спортивные состязания: борьба курес, скачки байга. Часто посреди села ставят большие качели для детей и молодежи. Обязательно устраиваются интеллектуальные конкурсы на разгадывание поэтических загадок, состязания в скороговорках.
После праздника в каждой семье, в каждом доме накрывается праздничный стол – дастархан. Трапеза обычно проводилась в полдень. До и после трапезы приглашенный мулла читает молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. В этом ритуале мы видим слияние языческих и мусульманских традиций.
Во время праздника Наурыз обязательным являлось присутствие числа 7, которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставились семь чаш с особым праздничным напитком Наурыз-коже, который готовился из семи видов злаков, на дастархан ставилось семь разных угощений.
Праздничный день обычно заканчивался айтысом – большим представлением, на котором все окрестные акыны состязались в импровизаторском мастерстве. Айтыс заканчивался с заходом солнца: считалось, что именно в этот момент добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами, с песнями и плясками обходили все окрестности селения, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
Традиционные казахские игры и развлечения
- Казахская традиционная охота с беркутом. Беркут издревле используется кочевниками для охоты на мелкую дичь: зайцев, корсаков, лис и т.д. Специально обученные охотники-беркутчи занимаются выращиванием и подготовкой охотничьих птиц
- Казахская традиционная охота с Тазы. Казахская гончая собака Тазы – уникальное животное, древняя порода охотничьих гончих собак, относящаяся к нематериальному наследию ЮНЕСКО. С тазы казахи охотятся на мелкую дичь, степных антилоп.
- Курес – казахская борьба на поясах. Состязания проводятся обычно во время тоя. Аналоги этой борьбы существуют и у других народов Центральной Азии.
- Тогыз Кумалак. Настольная игра, основанная на числе 9. Это на вид простая, но достаточно сложная логическая игра, которую часто называют «алгеброй пастухов», так как она часто скрашивала досуг кочевников.
- Асык – детская уличная игра косточками, которая сегодня стала национальным видом спорта в Казахстане. В стране даже проводятся турниры по игре в асыки.
- Бастангы – некий формат молодежной вечеринки, которую как правило проводили после отъезда родителей. Молодежь собиралась на небольшой праздник. Во время бастангы чаще всего высказывали пожелание того, что путешествие прошло гладко и без происшествий.
Подробнее об этих и других казахских играх и развлечениях вы можете прочитать в этой статье.
Традиции помощи ближнему
- Асар – традиция помогать кому-то всей семьей или всем родом, всем аулом. Таким делом может быть постройка дома или кошары для скота. По окончании дела для помощников накрывается дастархан.
- Жылу – традиция, очень похожая на Асар. В этом случае помогают тем, кто пострадал в результате стихийных бедствий: пожаров, наводнений и т.п. Любой человек, из любого рода и даже жуза может посильно помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать скот, стройматериалы, одежда, деньги, в качестве помощи – рабочая сила.
Конечно, можно долго и красочно рассказывать обо всех традициях и обрядах, показать фотографии и картинки. Но лучше всего – приехать в Казахстан и самому всё увидеть, принять участие в этих красивых и ярких церемониях, самому испытать на себе гостеприимство и радушие казахского народа.