Национальные игры в Казахстане
У каждого народа есть свои национальные игры, и Казахстан – не исключение. Казахские национальные игры – это неотъемлемая часть казахской культуры. Они совмещают в себе отголоски трудовой и духовной деятельности. Так, в каждой игре можно увидеть своеобразный этнокультурный опыт, который может быть интересен как детям, так и взрослым. Некоторые национальные игры уходят корнями в глубокую древность, однако сохранились до наших дней. В данной статье приведены примеры самых популярных конных, интеллектуальных и детских игр.
Конный и спортивно-военный комплекс игр
Конно-кочевая скотоводческая культура, сложившаяся в степях Евразии примерно в I тысячелетии до нашей эры, сыграла огромную роль в развитии культур средней Азии, в которые также входит Казахстан. Роль скотоводства особо сильно выражаются в культурном наследии казахов: в поверьях, традициях, обычаях, сказках, музыкальном наследии, погребальных обрядах и даже в играх. В культуре казахов выделяют четыре основных вида одомашненных животных, среди которых особое место занимала лошадь в силу кочевого уклада жизни. Помимо навыков езды на лошади, кочевники также придавали значение физической подготовке и стратегическому мышлению. Большую роль также играли военные навыки.
Кокпар
Кокпар – это одна из популярных национальных игр Казахстана. Ее также можно назвать и своеобразным наездническим «футболом» кочевников. Эта игра была распространена в древности не только среди казахов, но и у алтайцев (кок-бору), кыргызов (улак-тартыш), башкир (кук-буре) и многих других народов Азии. Раньше в игру играли, возвращаясь с охоты.
Все наездники собираются на поле. На расстоянии пятидесяти или шестидесяти шагов бросается туша козла. Игра заключается в том, что наездник должен захватить тушу козла и не дать своему врагу забрать ее. Тот, кто окончательно захватил тушу и бросил ее во вражеский «казан» (ворота) – победитель. Изначально игра была довольно жестокой, так как игроки могли применять друг к другу физическую силу, но в нынешнее время это запрещено. Игра в кокпар имеет две разновидности: первая – где соревнуются джигиты (парни) из двух разных аулов (дада-тартыс), и вторая – где соревнуются джигиты из одного аула (жалпы-тартыс). В первой победителем становится тот аул, чей выходец выиграл козла, а во второй – каждый человек борется сам за себя. На словах разворачивается довольно простая картина, однако на самом деле игра требует предварительной подготовки: кокпар требует хороших физических показателей и искусное наездничество. Почти всегда зрители собираются посмотреть на игру.
Аударыспак
Аударыспак также носит спортивный характер, и является одной из самых зрелищных конных игр. У этой игры есть такие аналоги, как «оодарыш» и «эниш» у киргизов.
Кратко игру можно охарактеризовать как «борьбу на лошадях». Раньше игра была направлена на тренировку воинов. В игре принимают участие два человека, каждый из которых должен иметь хорошую силу, ловкость и выносливость, а также умение держаться в седле. В игре аударыспак относительно простые правила: нужно стащить своего противника с лошади за руки. Двое всадников начинают на старте в пятистах метрах друг от друга. Не стоит забывать и о том, что показатели коня и хорошо подогнанное седло тоже играет большую роль.
Куме алу
Куме алу – игра, где главная цель – верхом на лошади собрать как можно больше мешочков с монетами, раскиданных до финиша. Раньше в игре использовались серебряные слитки. Можно сказать, это как скачки с интересным дополнением. Есть и детский вариант этой игры, но он без лошадей. Дети должны встать вдоль старта. По игровому полю до финиша также раскиданы мешочки, и от начала до конца детям нужно имитировать лошадиных наездников, собирая призы.
Сбивание тымака
Сбивание тымака – это интересная игра, где нужно иметь хорошую интуицию. В землю вставляют шест, что не должен быть выше участника. На шест надевают мужской зимний головной убор – тымак.
Этот головной убор чем-то напоминает шапку-ушанку, обычно он сделан из овчины или пушнины. У тымака особый крой: к основной макушечной части головного уборы пришивались четыре меховые полосы. Есть также задняя часть – широкая и длинная, которая предназначена для защиты шеи и части спины от холода. В древности по тымаку можно было определить из какого жуза и рода владелец.
После того, как шест и тымак на месте, участнику показывают место, где установлен шест с тымаком. Затем, участнику завязывают глаза, дают в руки кнут и прокручивают вокруг себя на месте. Игрок должен верхом на лошади сбить тымак с шеста с завязанными глазами. Всего игроку дается три попытки. В случае, если он так и не сбил тымак, он должен выполнить задание ведущего: исполнить песню или импровизацию.
Байга
Байга относится к древнейшим конным играм. У киргизов она именуется «байге» и считается одной из самых популярных среди многих тюркских народов.
Байга – это скачка на длинную дистанцию. Существуют разные виды игры байга, зависящие от дистанции скачек: тай-байга, кунан-байга, донен-байга и ат байга. Тай-байга осуществляется на лошадях двухлетках, кунан-байга – на трехлетках на дистанции от полутора до двух километров, донен-байга – на четырехлетках от 2,5 до 5 км. Ат байга – это скачки для взрослых коней, где дистанция уже от пяти до восьми километров. Сейчас байгу проводят на ипподромах.
Байга проводилась на различных празденствах, как и другие игры. Победителям обычно доставались призы, иногда зависящие от рода деятельности человека: борцам доставались верблюды, покрытые коврами, а акынам (казахские поэты и певцы-импровизаторы) – чапаны (особый казахский головной убор) и кони. Иногда победившим в скачках давали приз до ста лошадей. Однако победитель часто делил его с друзьями и окружающими.
Жамбы ату
Жамбы ату – это широко распространенная спортивно-военная игра на меткость. У узбеков она называлась «алтын кабак», у таджиков «кабак», а у киргизов «жамбы атыш» или «джамбы атмай». У всех вариантов игры есть небольшие различия в правилах, однако в игре каждого народа можно заметить одно сходство. Игра могла проводиться как верхом на лошади, так и с пешим участником. В игре есть приз, который подвешивают на тонкой веревке из конского волоса, ремешке, шесте или жиле. Приз устанавливался на определенной высоте, но условия менялись с ценностью приза: чем ценнее приз, тем сложнее его заполучить. В Казахстане обычно дистанция равна примерно 150 метрам. Приз подвешен на высоте от четырех до шести метров. В варианте игры, где участник – наездник, участвовало несколько человек, которые на скаку должны были сбить приз. В игре, где не используются лошади, побеждает тот, кто сбил приз с меньшим количеством попыток.
Эта игра была очень популярна в дореволюционном Казахстане, однако время ее происхождения не было точно установлено. Исследователи склоняются к тому, что игра имеет монгольские корни и возникла примерно в период с конца XIII века до начала XIV, во времена правления монгольской династии Юань. Во времена Советского Союза популярность игры и в целом состояние наездничества начало падать, однако с обретением независимости страны игра вновь начала набирать обороты. С 2014 года в Казахстане проводятся турниры и республиканские чемпионаты по жамбы ату, но правила игры немного изменились и модернизировались. В Казахстане также была сформирована Федерация «Жамбы ату», и в Астане был проведен международный турнир, в котором приняли участие одиннадцать стран.
Кыз куу
Кыз куу можно отнести к играм, что раньше сопровождали семейно-родовые торжества. Название этой интересной игры дословно переводится как «догнать девушку». Игра, довольно популярная до сих пор, также проводится верхом на лошадях. Аналоги игры существуют на территории всей Средней Азии. Например, в Кыргызстане она носит название «кыз куумай», а в Башкирии – «кыз кыуыу».
Согласно старому обычаю, эта игра проводилась между юношей и девушкой (обычно перед их помолвкой), где юноша должен был доказать свое мастерство в наездничестве. Эта традиция совмещает в себе потешную игривость и в то же время тяжесть романтики тех времен. В древности особенно ценилась исключительная сила, ловкость и резвость реакций. В такое время доказать свои чувства можно было только проявив силу и уверенность в себе.
По правилам, девушка и юноша верхом на лошадях становятся на старте. Девушка должна стоять в 12-15 метрах впереди юноши, и с сигналом игра начинается. На расстоянии 400-500 метров устанавливается флажок, который обозначает поворотный пункт. Главная цель парня – догнать девушку. Если юноша сумеет догнать ее, то его наградой могут быть объятия и поцелуй на скаку. Если догнать девушку не получается, то тут уже ему приходится убегать от нее. Призом для девушки будет возможность отстегать юношу камчой. Данная игра – интересное зрелище для зрителей. Иногда мастерство игры оценивается по пятибалльной системе. В оценке учитывается три фактора: искусство владения конем, изящность исполнения и резвость скачки. Ради поддержания красоты зрелищной традиции, участники обычно одеты в красочные костюмы.
Интеллектуальные игры
Тогыз кумалак
Тогыз кумалак – это настольная игра на быстроту вычислений. Обычно она проводится с помощью деревянной игральной доски, в которой девять выемок для шариков. У каждой из выемок есть свое название. Есть также две дополнительные выемки, которые называются «казанами» – в них складывают отвоеванные шарики оппонента. Всего каждому игроку выдается по 81 шарику. Для игры используются четыре арифметических действия. Можно заметить, что в основах игры часто встречается цифра 9 – она была священным числом у монголов и многих кочевых народов. Раньше пастухи играли в эту игру, делая ямочки в земле. Поэтому ее также называли «алгебра чабанов (пастухов)».
Игра была широко распространена среди кочевников. У киргизов она называлась «тогуз коргоол». Тогыз кумалак входит в семейство игр «манкала» (что с арабского значит «перемещать»), куда также входит игра «вари», напоминающая игровым полем тогыз кумалак и пришедшая из народа аканы, проживавшего на территории современной Республик Гана и Кот-д’Ивуар. Помимо «вари», существует также игра «калах», родом из Африки. Калах практически идентична тогыз кумалак.
Детские игры
В казахской игровой культуре есть место и для детских игр. Конечно, эти игры несли с собой не самый суровый настрой по сравнению с играми взрослых, однако они также могли развивать различные качества детей, такие как находчивость, быстрота мышления, ловкость, интуицию и др.
Асыки
Асыки носят звание символа детства. Почти каждый в детстве имел хотя бы один «асык». Асык – это коленная кость в суставе у овец, баранов или крупного скота. Асыки используются для игр и гадания по всей Центральной Азии, Бурятии и Монголии. У игры в асыки есть аналог даже в России – игра в «бабки». Отличие лишь в том, что в русском аналоге в основном используются только кости крупного рогатого скота. Сначала кости вываривали в соленой воде. После этого асыки выкрашивались в разные цвета, от которых зависела цена асыков. Самые дешевые (и самые маленькие) не выкрашивались. Среди всех асыков был самый большой, который назывался «сака». Он и ставился на кон и служил призом, который нужно было выбить. Был и специальный асык, которым выбивали другие асыки. Для игры в асыки выбирается ровная площадка, на которой чертят линию. Вдоль этой линии на определенном расстоянии расставляют асыки, и игра начинаются. Главная цель – выбить чужие асыки, используя свой.
Сейчас турниры по игре в асыки проводят в школах, на различных мероприятиях или спартакиадах, но это вовсе не значит, что игра в асыки предназначена лишь для особых дней – в нее играть может каждый, главное – иметь нужный набор асыков.
Орамал
Орамал – это одна из детских подвижных игр. Слово «орамал» переводится как «платок» с казахского языка. Участвовать в игре должно не менее пяти или шести детей. Согласно правилам игры, среди ребят есть один ведущий, который делает узелок из платка и передает его одному из участников. Затем участники встают вокруг водящего и начинают водить хоровод. Тогда ведущий должен выкрикнуть слово «стоп», после которого участники разбегаются в разные стороны, а водящий должен поймать человека с платком. Сам же «избранный» может передавать платочек другим участникам кроме ведущего. Пойманный участник с платком должен по желанию участников спеть песню, станцевать или рассказать стих. После этого он становится водящим. Многие изобретательные ребята могут менять правила на свой лад, внося интересные дополнения в игру под восторженный гомон других детей.
Ак суек
«Ак суек» переводится как «белая кость». Это детская игра с довольно простыми правилами, развивающая наблюдательность, хитрость и находчивость. В игре есть участники и один ведущий. Чем больше людей, тем интереснее. Участники должны встать в шеренгу, лицами к ведущему. Ведущий берет кость (можно использовать любой другой предмет) и с песней или считалочкой, кидает кость за шеренгу. Главное, чтобы участники не поворачивались и не следили за костью. После разрешения ведущего, главной задачей каждого участника – это найти кость и незаметно донести ее до ведущего. Казалось бы, весьма простая задача, но выполнить ее не так просто, как кажется. Если дети заметят кость, то они преследуют игрока. Слегка ударив игрока с костью по плечу, они могут отобрать кость и побежать к ведущему. Игрок, нашедший и донесший кость, может загадать желание всей группе, которая затем должна будет выполнить его.
Соревнования и турниры
Многие игры на лошадях приняли статус спортивных игр. На данный момент проводятся различные спортивные соревнования в разных частях Казахстана. Соревнования по некоторым играм проводятся в рамках Азии, например, чемпионаты по аударыспак. Проводятся соревнования в основном на ипподромах или в степи. А по такой игре, как тогыз кумалак была сформирована спортивная федерация, и проходят мастер-классы, уроки и соревнования.
К популяризации национальных игр приложил руку и Кыргызстан, ставший первой страной, что провела Всемирные Игры Кочевников в 2014 году. Последние Игры проводились в 2022 году в Турции. В Играх проводятся соревнования по асыкам (ордо), кокпару (кок боры), тогыз кумалак (тогуз коргоол) и многим другим видам этноспорта и игр. Проведение IV Всемирных Игр Кочевников в 2024 году взял на себя Казахстан.
Турниры и соревнования по национальным играм в Казахстане иногда транслируют по отечественным каналам, однако большинство национальных игр можно посмотреть в аулах, особенно весной – во время праздника Наурыз.