Назад в раздел Опубликован: 29 августа 2019 Автор: Alina Dzh.

Национальные игры в Казахстане

У каждого народа есть свои национальные игры, и Казахстан – не исключение. Казахские национальные игры это неотъемлемая часть казахской культуры и совмещают в себе отголоски трудовой и духовной деятельности. Так, в каждой игре можно увидеть своеобразный этнокультурный опыт, который может быть интересен как детям, так и взрослым. Некоторые национальные игры уходят в глубокую историю, проводились еще в древности и сохранились до наших дней. В данной статье приведены примеры самых популярных конных, интеллектуальных и детских игр.

Конный и спортивно-военный комплекс игр 

Конно-кочевая скотоводческая культура, сложившаяся в степях Евразии примерно в I тысячелетии до нашей эры, сыграла огромную роль в развитии культур средней Азии, в которые также входит Казахстан, и успела просуществовать несколько тысячелетий. Роль скотоводства особо сильно выражаются в культурном наследии казахов: в поверьях, традициях, обычаях, сказках, музыкальном наследии, погребальных обрядах и даже в играх. В культуре казахов выделяют четыре основных вида одомашненных животных, среди которых особое место занимала лошадь в силу кочевого уклада народа. Помимо навыков езды на лошади, кочевники также придавали внимание физической подготовке и стратегическому мышлению. Большую роль также играли военные навыки человека. 

Кокпар

“Кокпар” – это одна из популярных национальных игр Казахстана. Ее также можно назвать и своеобразным наездническим “футболом” кочевников. Эта игра была распространена в древности не только среди казахов, но и у алтайцев (кок-бору), кыргызов (улак-тартыш), башкир (кук-буре) и многих других народов Азии. Раньше в игру играли, возвращаясь с охоты.

Все наездники собираются на поле. На расстоянии пятидесяти или шестидесяти шагов бросается туша козла. Игра заключается в том, что наездник должен захватить тушу козла и не дать своему врагу забрать ее. Тот, кто окончательно захватил тушу и бросил ее во вражеский “казан” (ворота) – победитель. Изначально игра была довольно жестокой, так как игроки могли применять друг к другу физическую силу, но в нынешнее время это запрещено. Игра в кокпар имеет две разновидности: первая – где соревнуются жигиты (парни) из двух разных аулов (дада-тартыс), и вторая – где соревнуются жигиты из одного аула (жалпы-тартыс). В первой победителем становится тот аул, чей выходец выиграл козла, когда во второй – каждый человек борется сам за себя. На словах разворачивается довольно простая картина, когда на самом деле игра требует предварительной подготовки: игра в кокпар требует хороших физических показателей и искусное наездничество. Почти всегда зрители собираются посмотреть на игру.

national game Kokpar

Аударыспак

“Аударыспак” также носит спортивный характер, и является одной из самых зрелищных конных игр. У этой игры есть аналоги, как “оодарыш” и “эниш” у киргизов.
Кратко игру можно охарактеризовать как “борьбу на лошадях”. Раньше игра была направлена на тренировку воинов. В игре принимают участие два человека, каждый из которых должен иметь хорошую силу, ловкость и выносливость, а также – умение держаться в седле. В игре “аударыспак” относительно простые для понимания правила: нужно стащить своего противника за руки. Двое всадников начинают на старте в пятистах метрах друг от друга. Не стоит забывать и о том, что показатели коня и хорошо подогнанное седло тоже играет большую роль.

Тational game Audaryspak

Куме алу

“Куме алу” – игра, где главная цель – верхом на лошади собрать как можно больше мешочков с монетами, раскиданных до финиша. Раньше в игре использовались серебряные слитки. Можно сказать, это как скачки с интересным дополнением.
Все знают, что ребенок видит во взрослом и в своем окружении пример поведения. Есть и детский вариант этой игры, но он без лошадей. Дети должны встать вдоль старта. По игровому полю до финиша также раскиданы мешочки, и от начала до конца детям нужно имитировать лошадиных наездников, собирая призы.

National game Kume alu

Сбивание тымака

“Сбивание тымака” – это интересная игра, где нужно иметь хорошую интуицию. В землю вставляют шест, что не должен быть выше участника. На шест надевают мужской зимний головной убор – тымак. Этот головной убор чем-то напоминает шапку-ушанку, обычно он сделан из овчины или пушнины. У тымака особый крой: к основной макушечной части головного уборы пришивались четыре меховые полосы. Есть также задняя часть – широкая и длинная, которая предназначена для защиты шеи и части спины от холода. В древности, по тымаку можно было определить из какого жуза и рода владелец.  После того, как шест и тымак на месте, участнику показывают место, где установлен шест с тымаком. Затем, участнику завязывают глаза, дают в руки кнут и прокручивают вокруг себя на месте. Игрок должен верхом на лошади сбить тымак с шеста с завязанными глазами. Всего игроку дается три попытки. В случае, если он так и не сбил тымак, он должен по велению ведущего выполнить его задание: исполнить песню или импровизацию. 

National game knock down Tymak

Байга

“Байга” относится к древнейшим конным играм. У киргизов она именуется  “байге”, и считается одной из самых популярных среди многих тюркских народов.
Байга – это скачка на длинную дистанцию. Существуют разные виды игры байга, зависящие от дистанции скачек: тай-байга, кунан-байга, донен-байга и ат байга. Тай-байга осуществляется на лошадях двухлетках, кунан-байга – на трехлетках от полторы до двух километрах, донен-байга – на четырехлетках от 2,5 до 5 км. Ат байга – это скачки для взрослых коней, где дистанция уже от пяти до восьми километров. Сейчас байгу проводят на ипподромах.

Байга проводилась на различных празденствах, как и другие игры. Победителям обычно доставались призы, иногда зависящие от рода деятельности человека: борцам доставались верблюды, покрытые коврами, а акынам (казахские поэты и певцы-импровизаторы) – чапаны (особый казахский головной убор) и кони. Иногда, победившим в скачках давали приз до ста лошадей. Однако, победитель часто делил его с друзьями и окружающими.

National game Baiga

Жамбы ату

“Жамбы ату” – это широко распространенная спортивно-военная игра на меткость среди тюркоязычных народов. У узбеков она называлась “алтын кабак”, у таджиков “кабак”, а у киргизов “жамбы атыш” или “джамбы атмай”. У всех вариантов игры есть небольшие различия в правилах, однако в игре каждого народа можно заметить одно сходство. Игра могла проводиться как верхом на лошади, так и с пешим участником. В игре есть приз, который подвешивают на тонкой веревке из конского волоса, ремешке, шесте или жиле. Приз устанавливался на определенной высоте, но условия менялись с ценностью приза: чем ценнее приз, тем сложнее его заполучить. В Казахстане обычно дистанция равна примерно 150 или 160 метрам. Приз подвешен на высоте от четырех до шести метров. В варианте игры, где участник – наездник, участвовало несколько человек, которые на скаку должны были сбить приз. В игре, где не используются лошади, побеждает тот, кто сбил приз с меньшим количеством попыток.

Эта игра была очень популярна в дореволюционном Казахстане, однако происхождение ее еще не было точно установлено. Из-за большого количества игр, подобных “жамбы ату”, склоняются больше к тому, что исторически игра имеет монгольские корни и возникла примерно в периоде с конца XIII века до начала XIV, во времена правления монгольской династии Юань. Во времена Советского Союза популярность игры и в целом состояние наездничество начало падать, однако с обретением независимости игра вновь начала набирать обороты. С 2014 года в Казахстане проводятся турниры и республиканские чемпионаты по жамбы ату, но правила игры в рамках мероприятий немного изменились и модернизировались. В Казахстане также была сформирована Федерация “Жамбы ату”, и в Астане был проведен международный турнир по этой игре, в которой приняли участие одиннадцать стран.

National game Zhambu Atu

Кыз куу

“Кыз куу” можно отнести к играм, что раньше сопровождали семейно-родовые торжества. Название этой интересной игры дословно переводится как “догнать девушку”. Игра довольно популярна до сих пор, и несет в себе традиционный характер и также проводится верхом на лошадях. Аналоги игры существуют на территории всей Средней Азии. Например, в Киргизии она носит название “кыз куумай”, а в башкирии “кыз кыуыу”.

Согласно старому обычаю, эта игра проводилась между юношей и девушкой (обычно перед их помолвкой), где юноша должен был доказать свое мастерство в наездничестве. Эта традиция совмещает в себе потешную игривость, и в то же время тяжесть романтики тех времен. Игра словно воплощение рамок высоким чувствам в тяжелый век, когда одним из твоих решающих факторов выживания и успеха окажутся исключительная сила, ловкость и резвость реакций. В такое время лишь после стального доказательства силы и утверждения уверенности в себе, можно было получить желаемый выход деликатных и хрупких чувств.

По правилам, девушка и юноша верхом на лошадях становятся на старте. Девушка должна стоять в 12-15 метрах впереди от юноши и с сигналом игра начинается. На расстоянии 400-500 метров устанавливается флажок, который обозначает поворотный пункт. Главной целью парня является догнать девушку. Если юноша сумеет догнать ее, то его наградой могут быть объятия и поцелуй на скаку. Если догнать девушку не получается, то тут уже ему приходится убегать от нее. Однако призом девушки уже будет возможность отстегать юношу камчой. Данная игра – интересное увеселительное зрелище для зрителей. Иногда мастерство игры оценивается по пятибалльной системе. В оценке учитывается три фактора: искусство владения конем, изящность исполнения и резвость скачки. Ради поддержания красоты зрелищной традиции, участники обычно одеты в одномастные красочные костюмы.

National game of Kyz Kuu

Интеллектуальные игры

Тогыз кумалак

“Тогыз кумалак” - это настольная игра на быстроту вычислений. Обычно она проводится с помощью деревянной игральной доски, в которой девять главных выемок для шариков. У каждой из выемок есть свое название. Есть также две дополнительные выемки, которые называются “казанами” – в них складывают отвоеванные шарики оппонента. Всего каждому игроку выдается по 81 шарику. Для игры используются четыре арифметических действия. Можно заметить, что в основах игры часто встречается цифра “9” – она была священным числом у монголов и многих кочевых народов. Раньше пастухи играли в эту игру, создавая ямочки в земле. Поэтому, ее также называли “алгебра чабанов”, где чабан – аналог пастуха.

Игра была широко распространена среди кочевников. У киргизов она называлась “тогуз коргоол”. Тогыз кумалак входит в семейство игр “манкала” (что с арабского значит “перемещать”), куда также входит игра “вари”, напоминающая игровым полем тогыз кумалак, и пришедшая из культуры аканы, проживавшей на территории современной Республик Гана и Кот-д’Ивуар. Помимо “вари”, существует также игра “калах”, родом из Африки. “Калах” практически идентична тогыз кумалак.

National game Togyz Kumalak

Детские игры

В казахской игровой культуре есть место и для детских игр. Конечно, эти игры несли с собой не самый суровый настрой, по сравнению с играми взрослых, однако они также могли развивать различные качества детей, как  находчивость, быстрота мышления, ловкость, интуицию и многое другое.

Асыки

“Асыки” носит звание символа детства. Почти каждый в детстве имел хотя бы один “асык”. “Асык” – это коленная кость в суставе у овец, баранов или крупного скота. Асыки используются для игр и гадания по всей Центральной Азии, Бурятии и Монголии. У игры в асыки есть аналог даже в России – игра в “бабки”. Отличие лишь в том, что в русском аналоге в основном используются только кости крупного рогатого скота. Сначала, кости вываривали в соленой воде. После этого асыки выкрашивались в разные цвета, от которых зависела цена асыков. Самые дешевые (и самые маленькие) не выкрашивались. Среди всех асыков был самый большой, который назывался “сака”. Он и ставился на кон и служил призом, который нужно было выбить. Был и специальный асык, которым выбивали другие асыки. Для игры в асыки выбирается ровная площадка, на которой чертят линию. Вдоль этой линии на определенном расстоянии расставляют асыки, и игра начинаются. Главная цель – выбить чужие асыки используя свой.

Сейчас турниры по игре в асыки проводят в школах на различных мероприятиях, или же спартакиадах, но это вовсе не значит, что игра в асыки предназначена лишь для особых дней – в нее играть может каждый, главное лишь иметь нужный набор асыков.

Орамал

“Орамал” – это одна из детских подвижных игр. Слово “орамал” переводится как “платок” с казахского языка. Участвовать в игре должно не менее пяти или шести детей. Согласно правилам игры, среди ребят есть один ведущий, который делает узелок из платка и передает его одному из участников. Затем, участники встают вокруг водящего и начинают водить хоровод. Тогда, ведущий должен выкрикнуть слово “стоп”, после которого участники разбегаются в разные стороны, а водящий должен поймать человека с платком. Сам же “избранный” может передавать платочек другим участникам кроме ведущего. Пойманный участник с платком должен по желанию участников спеть песню, станцевать или рассказать стих. После этого он становится водящим. Многие изобретательные ребята могут менять правила на свой лад, внося интересные дополнения в игру под восторженный гомон других детей. 

Ак суек

“Ак суек” переводится как “белая кость”. Это детская игра с довольно простыми правилами, развивающая наблюдательность, хитрость и находчивость. В игре есть участники и один ведущий. Чем больше людей, тем интереснее. Участники должны встать в шеренгу, лицами к ведущему. Ведущий берет кость (можно использовать любой другой предмет), и с песней или считалочкой, кидает кость за шеренгу. Главное, чтобы участники не поворачивались и не следили за костью. После разрешения ведущего, главной задачей каждого участника – это найти кость и незаметно донести ее до ведущего. Казалось бы, весьма простая задача, но выполнить ее не так просто, как кажется. Если дети заметят кость, то они преследуют игрока. Слегка ударив игрока с костью по плечу, они могут отобрать кость и побежать к ведущему. Игрок, нашедший и донесший кость может загадать желание всей группе, которая затем должна будет выполнить его.

Соревнования и турниры

Многие игры на лошадях приняли статус спортивных игр. На данный момент проводятся различные спортивные соревнования в разных частях Казахстана. Соревнования по некоторым играм проводятся в рамках Азии, как, например, чемпионаты по “аударыспак”. Проводятся соревнования в основном на ипподромах или в степи. А по такой игре, как “тогыз кумалак” была сформирована спортивная федерация и проходят мастер-классы, уроки и соревнования.

К проведению соревнований по различным национальным играм приложила руку и Киргизия, ставшая первой страной, что провела Всемирные Игры Кочевников в 2014 году. Последние Игры проводились в 2018 году, куда было вовлечено 37 видов спорта. В Играх проводятся соревнования по асыкам (ордо), кокпару (кок боры) и тогыз кумалак (тогуз коргоол), и многие другие виды этноспорта и игр. Проведение IV Всемирных Игр Кочевников в 2020 году взяла на себя Турция. 

Турниры и соревнования по национальным играм в Казахстане иногда транслируют по отечественных каналах, однако большинство национальных игр можно посмотреть в аулах, особенно весной - во время праздника Наурыз.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован
Оцените от 1 до 10

Комментарии