Семь чудес Казахстана
Всем известны семь чудес света, но каждая страна имеет в своем арсенале сотни удивительных природных или рукотворных объектов. Они могут дойти до наших дней из глубокой старины либо быть совершенно новыми. В Казахстане тоже много подобных объектов, которые заслуженно претендуют на звание чуда. Мы составили список из 7 удивительных достопримечательностей и объектов культуры, которые на наш взгляд достойны называться чудесами. Мы кратко расскажем вам о них, а подробную информацию можно получить, перейдя по ссылке на названии.
-
«Золотой человек» – это узнаваемый символ Казахстана. В 1969 г. велись раскопки Иссыкских курганов, где взору археологов предстала поистине потрясающая картина – идеально сохранившиеся останки сакского воина в золотых одеяниях. Это большая редкость, ведь многие курганы были разграблены, и найти нечто подобное было практически невозможно. Кроме останков обнаружили и ювелирные изделия с предметами быта. По мнению специалистов, молодой воин жил в V-VI вв. до н.э. Изображение «Золотого человека» встречается повсеместно, например, скульптура венчает Монумент Независимости в Алматы. Кроме того, в Казахстане было обнаружено еще четыре «Золотых человека», но всё же Иссыкский самый известный.
-
Озеро Каинды. Казалось бы, в Казахстане множество озер, которые вполне достойны войти в этот список – те же Каспийское море, Балхаш, Маркаколь, Кольсайские озера. Но! Ни в одном из них нет той изюминки, что делает Каинды главным претендентом на почетную роль в списке 7 чудес РК – это превосходно сохранившиеся деревья. Стволы тянь-шаньских елей, что тянутся со дна озера, притягивают своей красотой и загадочностью. Нижние подводные ветви из-за низкой температуры практически не изменились за без малого сотню лет, а вот верхние нещадно обточил тандем ветра и солнца. Природа, что так любит разрушать и созидать, в 1911 г. масштабным землетрясением прошлась по г. Верный (ныне Алматы), подарив взамен чудо под названием озеро Каинды.
-
Кобыз – это национальный инструмент казахского народа (и многих тюркских), который отличается оригинальным дизайном и звучанием. Его корпус состоит из изогнутой в виде дуги шейки, переходящей в два пустых полушария, а завершается инструмент плоской овальной частью. Чаще всего при изготовлении используют можжевельник, сосну, орех или березу, часть кобыза при этом покрывают верблюжьей кожей. Смычок у музыкального инструмента тоже неординарный – деревянная дуга с ручкой, между сторонами которой натянута нить. Две струны и смычковую нить мастерят из конских волос. На кобызе играют так же, как и на виолончели. Это очень древний музыкальный инструмент, который использовался еще степными шаманами-целителями (баксы) во время разных обрядов. Считается, что придумал кобыз и написал первые кюи для него тюркский поэт-песенник Коркут (IX в.), а затем инструмент обрел большую популярность, особенно среди шаманов. Обычным людям запрещалось притрагиваться к кобызу, который имел собственную ауру. К сожалению, кобыз на долгие годы был «изгнан» из среды муз. инструментов как пережиток прошлого и «шаманский» инструмент. В XX в. перестали сочиняться для него новые кюи, и он почти ушел в забытье, пока не был возрожден Ы. Дукеновым. Его именем назван Музей народных музыкальных инструментов в Алматы, где можно более детально познакомиться с удивительным кобызом. Сейчас инструмент переживает второе рождение.
-
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи находится в духовной столице всего тюркского мира – городе Туркестан. Был построен в XIV веке по приказу Тамерлана над могилой известного среднеазиатского поэта, философа и исламского проповедника суфийского толка. Ныне мавзолей является эпицентром историко-культурного музея-заповедника «Азрет-Султан». Мавзолей использовали в качестве своей резиденции казахские ханы, а в советские годы в нем разместился антирелигиозный музей. Многое в интерьере и экстерьере сооружения сохранилось с момента постройки, например, настенные росписи, две двери. Здесь, в специальном помещении казандык, хранится самая большая в мусульманском мире чаша для воды – тайказан. Мавзолей входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
-
Юрта. Это мобильное переносное жилище присутствовало в жизни многих кочевых народов. Юрта считалась малой Родиной для каждого номада, ведь даже значение этого слова – «Отчизна». В казахских юртах чаще вместо дверей использовали войлочный полог, войлоком также покрывали всю юрту, сохраняя таким образом тепло. Юрта состоит из кереге (решетчатый складывающийся каркас), уыка (жерди купола), шанырака (круг на вершине купола, скрепляющий жерди), дверцы/кошмы. Юрты и сейчас можно встретить, например, на жайляу, в этно-аулах, на площадях во время мероприятий. Юрточный туризм крайне популярен среди туристов, посещающих страны Центральной Азии. Предположительно первые юрты появились в V-VIII вв. до н.э. и практически остались неизменными.
-
Подземные мечети Мангистау. Подземные некрополи и мечети в скалах давно стали визитной карточкой этого региона Казахстана. Большинство из них являются памятниками истории и культуры. Рассмотрев их поблизости, посетители поражаются мастерству древних камнетесов, рассматривают суфийские надписи и надеются на излечение от многих болезней, так как эти места также славятся как лечебные. Если верить сказаниям, то в землях Мангистау покоятся останки более 300 суфиев. Одни из самых популярных и красивых подземных мечетей – Бекет-Ата, Шопан-Ата, Султан-Эпе, Шакпак-Ата и др. Подземные мечети и некрополи входят в список «Сакральные места Казахстана».
-
Музей энергии будущего «Нур Алем». Долго думая, какую же из новых достопримечательностей страны внести в этот почетный список, мы остановили свой выбор на павильоне-сфере «Нур Алем» («сияющий мир» с каз.) в Астане. Чем же он уникален? Во-первых, это крупнейшее в мире здание в виде сферы. Его специально построили к Expo-2017, который прошел под лозунгом «Энергия Будущего». Отсюда и концепция дизайна – сфера символизирует последнюю каплю нефти перед переходом человечества в новую эру зеленых технологий. Во время проведения выставки именно этот павильон был самым посещаемым, а грандиозные лазерные шоу, проецируемые прямо на сфере, запомнились всем надолго. Во-вторых, после окончания Экспо, «Нур-Алем» не стал простаивать, так как его превратили в первый в стране Технологический музей энергии будущего. Каждый из 8-ми этажей сферы представляет определенный вид энергии, также здание оснащено всеми современными технологиями. И в-третьих, «Нур Алем» олицетворяет новый Казахстан, стремящийся к технологиям будущего без вреда для окружающей среды.